Ребенок и чужой взрослый: вежливость и осторожность
Наверное, невозможно дать
универсальный однозначный совет родителям относительно вопроса поведения
ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. В каждой семье подобные
правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места
проживания, состава семьи и социально-культурных аспектов формирования семьи.
Готовя детей к общению с миром незнакомых людей, мы должны в первую очередь стремиться учесть следующие моменты: обеспечение личной безопасности ребенка, развитие гармоничного умиротворенного внутреннего мира ребенка и способность ребенка адекватно – в меру доверчиво, в меру осторожно, реагировать на внешний мир. В то неспокойное время, в которое довелось жить нам и нашим детям, личная безопасность ребенка как никогда выступает на первый план. Разгул терроризма, повышение показателей нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании, заставляют родителей категорически настраивать малышей против любых разговоров с незнакомцами на улице – будь то милая скучающая старушка на лавочке, или улыбающийся своим мыслям случайный прохожий. Такая позиция родителей понятна и трудно оспорима. Но в случае, когда в семье главенствующей является установка враждебности ко всему незнакомому, необходимо обратить внимание на какую почву эта установка ложится.
Если ваш ребенок склонен к слезам, страхам, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность» скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи, у ребенка могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку лучше в чем-то скрасить черные краски действительности. Беспристрастно, как можно спокойнее, не заостряясь на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми ни в коем случае нельзя никуда уходить, говорить им свой адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). Но наряду с этой информацией ребенку стоит обязательно рассказать, что в мире есть много хороших и добрых людей, приведя в пример близких и друзей родителей, которых ребенок любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности возникновения такой ситуации, проиграйте с ним при помощи мягких игрушек в подобные внезапные встречи, придумайте вместе с ребенком вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обращаются на улице. Если ребенок стесняется играть, можно устроить театрализованное представление в масках – защищенный маской, ваш ребенок может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры будут разными, затрагивают всевозможные варианты развития событий. Таким образом, у ребенка закрепятся необходимые навыки поведения в условиях общения с незнакомым человеком на улице, и, попав в подобное положение, тревожно-мнительный ребенок не будет теряться, тем самым, возможно, подвергая себя опасности, а «на автомате» отреагирует, в соответствии с закрепленным в играх стереотипом поведения.
Но к какому бы типу личности не
принадлежал ваш ребенок, вам необходимо четко определить, какое поведение и
какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми в отношении вашего ребенка, а
какие воспринимаются вами как, по меньшей мере, сомнительные. Так, например, на
нейтральные вопросы и реплики («Какая у тебя машинка», «Как зовут твоего
зайку?», вопросы, касающиеся информации о близлежащей территории, например,
«Как пройти к аптеке?» и подобные этим) можно обучить ребенка давать вежливые,
достаточно короткие и емкие ответы. Любые же расспросы по поводу семьи, работы
родителей и другие «личные» вопросы, предложения пройти куда-либо, обещания
подарков должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению
разговора. Ребенка необходимо натренировать на определенные универсальные фразы
завершения разговора: «Извините, меня мама ждет», «До свидания, мне пора
домой». Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении
общения, ребенок имеет право безо всякой вежливости развернуться и убежать.
Разобраться,
кто из окружающих несет угрозу для наших детей, а кто – всего лишь
доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и нам,
взрослым. Следовательно, нам необходимо заботиться не только о том, чтобы наш
малыш всегда выглядел воспитанным и культурным в глазах окружающих, но и о том,
чтобы место для игр, прогулок и общения было наиболее безопасным. Старайтесь по
возможности не оставлять ребенка без присмотра, не отпускайте малышей гулять
вблизи подозрительных пустырей, гаражей. Выбирайте многолюдные и открытые места
для игр. Пусть ваши дети свободно и безбоязненно играют друг с другом, громко
хохоча и не чувствуя никаких стеснений. Пусть приносят своим приподнятым
задорным настроением радость вам и вашим близким, вызывая искренние добрые
улыбки взглянувших на них среди суеты и трудностей случайных прохожих.
использованы материалы из сети Интернет
Комментариев нет:
Отправить комментарий