вторник, 9 марта 2021 г.

Ребенок и чужой взрослый

 

Ребенок и чужой взрослый: вежливость и осторожность

Наверное, невозможно дать универсальный однозначный совет родителям относительно вопроса поведения ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. В каждой семье подобные правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места проживания, состава семьи и социально-культурных аспектов формирования семьи.

        

Готовя детей к общению с миром незнакомых людей, мы должны в первую очередь стремиться учесть следующие моменты: обеспечение личной безопасности ребенка, развитие гармоничного умиротворенного внутреннего мира ребенка и способность ребенка адекватно – в меру доверчиво, в меру осторожно, реагировать на внешний мир. В то неспокойное время, в которое довелось жить нам и нашим детям, личная безопасность ребенка как никогда выступает на первый план. Разгул терроризма, повышение показателей нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании, заставляют родителей категорически настраивать малышей против любых разговоров с незнакомцами на улице – будь то милая скучающая старушка на лавочке, или улыбающийся своим мыслям случайный прохожий. Такая позиция родителей понятна и трудно оспорима. Но в случае, когда в семье главенствующей является установка враждебности ко всему незнакомому, необходимо обратить внимание на какую почву эта установка ложится.

          Если ваш ребенок склонен к слезам, страхам, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность» скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи, у ребенка могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку лучше в чем-то скрасить черные краски действительности. Беспристрастно, как можно спокойнее, не заостряясь на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми ни в коем случае нельзя никуда уходить, говорить им свой адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). Но наряду с этой информацией ребенку стоит обязательно рассказать, что в мире есть много хороших и добрых людей, приведя в пример близких и друзей родителей, которых ребенок любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности возникновения такой ситуации, проиграйте с ним при помощи мягких игрушек в подобные внезапные встречи, придумайте вместе с ребенком вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обращаются на улице. Если ребенок стесняется играть, можно устроить театрализованное представление в масках – защищенный маской, ваш ребенок может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры будут разными, затрагивают всевозможные варианты развития событий. Таким образом, у ребенка закрепятся необходимые навыки поведения в условиях общения с незнакомым человеком на улице, и, попав в подобное положение, тревожно-мнительный ребенок не будет теряться, тем самым, возможно, подвергая себя опасности, а «на автомате» отреагирует, в соответствии с закрепленным в играх стереотипом поведения.

               Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, то есть подвижный, не способный долго усидеть на одном месте, занимаясь одним занятием, то, напротив, с ним необходимо проводить беседы построже, учитывая, что в силу своей поверхностной активности, он может сразу же забыть, о чем вы говорили. Это тот вариант, когда повторение не превращается в занудное нравоучение, а является необходимым в воспитательном процессе. От гиперактивных детей можно ожидать всего – подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и с большой радостью пойти «смотреть котят», могут, напротив, встретить совершенно безобидного человека неожиданными бестактными выпадами и оскорблениями. Такому ребенку необходимо устроить настоящий разносторонний курс по воспитанию осторожности, усидчивости, произвольного поведения и хороших манер. Чтобы ваш ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ребенок вынужден в силу окружающей обстановки вести себя более сдержанно, где ему необходимо здороваться и прощаться, а также наблюдать, как это делают другие взрослые и дети. Ничто так не способствует развитию навыков межличностных отношений, как разнообразная и регулярная практика.

              Но к какому бы типу личности не принадлежал ваш ребенок, вам необходимо четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми в отношении вашего ребенка, а какие воспринимаются вами как, по меньшей мере, сомнительные. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики («Какая у тебя машинка», «Как зовут твоего зайку?», вопросы, касающиеся информации о близлежащей территории, например, «Как пройти к аптеке?» и подобные этим) можно обучить ребенка давать вежливые, достаточно короткие и емкие ответы. Любые же расспросы по поводу семьи, работы родителей и другие «личные» вопросы, предложения пройти куда-либо, обещания подарков должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора. Ребенка необходимо натренировать на определенные универсальные фразы завершения разговора: «Извините, меня мама ждет», «До свидания, мне пора домой». Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, ребенок имеет право безо всякой вежливости развернуться и убежать.

            Что касается непосредственно культуры речи вашего малыша, то, как он отвечает на приветствия, на безобидные нейтральные вопросы, насколько он доброжелателен, улыбчив, во многом зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок еще не вполне способен разобраться, для чего именно он должен быть вежлив с окружающими. Мотивы, движущие его поведением – это в первую очередь одобрение со стороны взрослых, а также – подражание взрослым, то есть вам, желание во всем походить на вас. Именно вы первыми начинаете формировать идеал ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости в то время, как сами не всегда следим за красотой своей речи, и сопровождающей нашу речь мимикой, нашему ребенку невозможно провести грань между плохим и хорошим. Очень трудно в таком возрасте определить – вот сейчас моя мама разговаривает культурно и ведет себя прилично, а сейчас мне ее лучше не копировать.    В какой бы истории не оказался ваш малыш, ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любой ситуации, испытывать доверие к вам, знать, что он может рассказать вам о любом происшествии, случившимся с ним на улице во время вашего отсутствия, или поговорить о том, что произошло, когда вы были вместе, не боясь быть отруганным или осмеянным.

            Разобраться, кто из окружающих несет угрозу для наших детей, а кто – всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и нам, взрослым. Следовательно, нам необходимо заботиться не только о том, чтобы наш малыш всегда выглядел воспитанным и культурным в глазах окружающих, но и о том, чтобы место для игр, прогулок и общения было наиболее безопасным. Старайтесь по возможности не оставлять ребенка без присмотра, не отпускайте малышей гулять вблизи подозрительных пустырей, гаражей. Выбирайте многолюдные и открытые места для игр. Пусть ваши дети свободно и безбоязненно играют друг с другом, громко хохоча и не чувствуя никаких стеснений. Пусть приносят своим приподнятым задорным настроением радость вам и вашим близким, вызывая искренние добрые улыбки взглянувших на них среди суеты и трудностей случайных прохожих.


использованы материалы из сети Интернет


Комментариев нет:

Отправить комментарий