суббота, 11 марта 2017 г.

Картотека игр по воспитанию толерантности


КАРТОТЕКА

ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ С 4х лет

Составила Бабанская Т.С.

 

Игры, направленные на формирование представлений о себе как личности

«Мое имя»

 Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?

"Моя семья"

Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи, а затем рассказать о них

«Похвали себя»

 Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение: - Легко ли было хвалить себя? - Кого вам легче хвалить, себя или других? - Кто вас хвалит? - Что вы чувствуете, когда вас хвалят? - Вы любите хвалить других?

«Я тоже»

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение: - хорошо ли быть особенным?

- каждый ли человек особенный. Почему?

 - что делает нас особенными?

 

Игры, направленные на умение регулировать свое поведение

«Волшебный платок»

Воспитатель подкидывает платок, пока платок падает, детям можно кричать и двигаться, как только платок упадет на пол, все должны замолчать и замереть.

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

 

Игры, направленные на развитие невербального общения

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга.

Жизнь в лесу

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы?  Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

“Ожившие игрушки”

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.    По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

 

На развитие чувства близости с другими детьми

 "Я - хороший, ты - хороший"

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех.

«Узнай, про кого расскажу»

Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Волшебная полянка»

Детям раздается по одному лепестку, воспитатель предлагает по очереди сделать комплимент любому из участников и выложить свой лепесток на полянку. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель: посмотрите, какие красивые цветы выросли от ваших добрых слов на полянке. Какое у вас стало сейчас настроение?

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Угадай, кого мы загадали»

Цели: - формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;

- способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;

- учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

 Ход игры: Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

Упражнение «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Я хочу показать тебе волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какой ты красивый, веселый, умный. А теперь мне хочется, чтобы ты примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего друга, например, или папу, бабушку, брата, сестру, маму. Может, ты заметишь то, чего раньше не замечал».

Упражнение «Это здорово!»

 Можно проводить упражнение с большим количеством детей. Дети стоят в кругу. Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

Упражнение «Аплодисменты».

Дети, семья сидит в кругу. Взрослый просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал.

«Сам такой».

Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по - очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, видом транспорта — может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая». В конце данного упражнения проводиться рефлексия. Воспитатель спрашивает каждого ребенка о чувствах в момент игры, о его переживаниях и ощущениях после происходящего.

В конце делается вывод, о том, что добрые, приятные слова всегда радуют и

приносят положительный заряд энергии человеку, дарить добро - значит дарить счастье и здоровье! Отрицательные, негативные пожелания и чувства наносят вред и себе и окружающим!!!

На понимание того, что все люди разные

Фисташки

Раздайте детям по две фисташки в скорлупе и попросите пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка "магической" атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.

Попросите участников ответить на следующие вопросы (групповое обсуждение):

·         какие фисташки на ощупь?

·         А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

·         У фисташек одинаковые размер и форма?

·         А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?

·         Фисташки одного цвета?

·         А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?

·         Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

·         А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?

·         Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

·         А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?

 «Цепочка»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «У меня длинные волосы». Участник, у которого тоже длинные волосы подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «У меня длинные волосы и я люблю мороженое». Игра продолжается, пока все участники не станут частью цепочки.

Вопросы для обсуждения: - что нового узнали друг о друге; - что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; - что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; - хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

 «Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Большие и маленькие»

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. - Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

А я думаю так.

Проведите посреди группы воображаемую черту. С одной стороны повесьте нари­сованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Объясните детям, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону "плюса" или " минуса". Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы ре­комендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

Лучше играть в футбол, чем в хоккей.

Весна лучше осени.

Самый классный мультик- "Смешарики".

Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

 

Помоги другу

Одному из детей завязывают глаза или надевают наушники или связывают руки.

Остальные дети должны помочь собрать картинку

 Далее проводится беседа:

Что чувствовали герои в данных условиях, как им помогли дети. Делаются выводы о трудностях, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, об окружении, которое должно содействовать и помогать данной категории людей

 

На умение распознавать чувства и понимать настроение других людей

«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Игра выполняется в парах, дети сидят с закрытыми глазами на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель дает задания: закройте глаза, протяните руки на встречу друг другу, познакомьтесь руками, опустите руки. Снова вытяните руки вперед: ваши руки ссорятся, опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

 «Кого - куда»

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничный стол;

-нужно успокоить;

-нужно пожалеть;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

«Настроение»

Воспитатель с детьми ходит по группе, выражая свое настроение походкой, а затем по команде все выражают другое настроение походкой. Например, можно представить, что ты совсем без сил, или очень весёлый, теперь очень пугливый человек и т.д.

Игры, направленные на ознакомление с разнообразие национальностей, воспитание  уважения к людям разных национальностей

Игра "Мировое приветствие".

Приветствовать детей без слов принятыми в различных странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

Далее можно придумать специальное приветствие для своей группы и договориться здороваться так друг с другом перед каждым занятием.

 

Подвижные игры разных народов

 «Раю-раю»

(Мордовская)

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шёпотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребёнок –щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: «Щит или стрела?» мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

 

 «Жмурки-носильщики»

Северо-осетинская игра

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нём раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, камешки и т. д.). На другом конце площадки, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трёх-четырёх шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

 

«Жмурки»

Северо-осетинская игра

 Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочерёдно легко ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шёпотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто его ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.     

Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

 

 «Продаём горшки»

Татарская игра

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: —Эй, дружок, продай горшок! —Покупай. —Сколько дать тебе рублей? —Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

 

 «Один лишний»

Якутская игра

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается, по возможности, подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда»... (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Азербайджанская народная игра “День и ночь”

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – “Ночь”, а команда девочек - “День”. По команде “Ночь!” мальчики ловят девочек, по команде “День” девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные дети переходят в команду соперника.

Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень.

Догоняет солнце звезды и не может их догнать,

Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать.


Дагестанская народная игра “Слепой медведь”

Играющие дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят по зубчатой палочке - гладкой и получается звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь

из играющих детей. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Злые собаки на мишку набросились,

Кружится он и ревет.

Хоть и слепой, но попробуй попасться,

Сразу в клочки разорвет.
        

Татарская народная игра “Лис и курочки” 

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

 На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.
 Ходит важною походкой, золотистый гребешок.
 Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг
 Закричали и в курятник побежали напрямик.
 Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

 

Белорусская народная игра “Мельница”

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.
 Мельница-бездельница, кружит не спеша.
 Но подует суховей, заработает быстрей.
 Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.
 Кто свой мячик не поймал, тот , наверное устал.
 Он в сторонке постоит за другими поглядит.

 

 

АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ. (Танзания)

Играют 10 и более человек.

Инвентарь: лист от дерева.

Ход игры:

Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

 

БОЛЬНАЯ КОШКА. (Бразилия)

Играют более пяти человек.

 Ход игры:

Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

КАНАТАХОДЦЫ. (Узбекистан)

 

Играют 5 и более человек.

 Ход игры:

 На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты – «слетят с каната». Правила:

1. Один из игроков следит за «канатоходцами».

2. Тот, кто сошёл с «каната», становится наблюдателем.

 

 

ОДИН В КРУГЕ. (Венгрия)

Играют 5 и более человек.

Инвентарь: мяч.

 Ход игры: Игроки становятся в круг и перебрасывают большой лёгкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибётся и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если всё же центральному игроку удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадёт, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идёт в хорошем темпе и быстрой передачей удаётся заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

ЛЕВ И КОЗА. (Афганистан)

 

Играют 10-20 человек.

Инвентарь: маски льва и козы.

Ход игры: Выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за

 руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

 

АИСТЫ. ( украинская игра)

 

      Ребята изображают аистов. Каждый аист имеет своё гнездо (обруч). Водящий гнезда не имеет. По сигналу начинается игра. Все аисты встают на одну ногу, руки на пояс. Водящий выбирает себе любое гнездо и прыгает в него. Как только в этом гнезде окажутся два аиста, они оба выскакивают из гнезда и бегут, огибая флажки на небольшом расстоянии от обручей. Тот, кто вернётся первым, занимает гнездо, а кто опоздает – становится водящим.


 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий