воскресенье, 19 марта 2017 г.

Методическая разработка. Пояснительная записка.


МБДОУ детский сад «Аленушка»

 

 


Методическая разработка

Познавательный проект

«Мы разные, но равные»

  старший возраст

 
    воспитатель                                                                                 Бабанская Т.С.

 

2017г

Проблема

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей. Также непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности - ещё недостаточен. Практика показывает, что высокий процент воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.

Актуальность

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на создание условий для развития толерантности в Дошкольной Организации:

Одной из задач образования, согласно ФГОС ДО, является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей.

Об этом свидетельствуют также целевые ориентиры возможных достижений детей: На завершающем этапе получения дошкольного образования ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

 

Актуальность воспитания основ толерантности у дошкольников:

Ò    На этапе дошкольного детства начинает складываться взаимодействие между 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.

Ò    Примерно с 4-х лет, у ребёнка начинает формироваться своё отношение к иному человеку основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях.

Ò    Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ò    развитие в стране инклюзивного образования.

Таким образом, воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности, стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.  Формирование этого качества происходит уже в детстве, в условиях семьи  и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни.

 

Описание проекта:

Проект рассчитан на группу старшего возраста (5-6 лет).

Продолжительность проекта: 3 недели.

Цель: формирование у детей основ толерантной культуры у детей 5-6 лет с помощью игр и игровых упражнений

Задачи:

Ò Формирование представлений ребёнка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности;

Ò Дать представление о том, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами;

Ò Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

Ò  Развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; прислушиваться к мнению других;      мирно, без конфликтов, решать возникающие проблемы;

Ò Развитие чувства близости между детьми, знакомство со способами эмоциональной поддержки сверстника;

Ò Дать представление о разнообразии национальностей.

Основные методы: беседа, игра

Планируемые результаты проекта:

Ò Дети учатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.

Ò Изменение психологического климата группы.

 

1 этап. Подготовительный

   Анализ литературы и интернет-ресурсов по проблеме толерантности

   Анализ и дополнение РППС группы

   Составление картотеки игр и игровых упражнений по воспитанию основ толерантности у дошкольников.

     

2 этап. Основной

Игры с детьми направленные на:

- формирование представлений о себе как личности (чтобы понимать других, нужно в первую очередь понимать себя);

- развитие невербального общения (содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру);

 - развитие чувства близости с другими детьми (направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувству страха и отчуждения по отношению к другим);

- умение распознавать чувства других людей, понимать настроение окружающих;

- понимание того, что все люди разные (учат ребёнка  мыслить, чувствовать и действовать по законам добрых человеческих отношений);

- ознакомление детей с разнообразием национальностей, в том числе и подвижные игры разных народов.

Игровые упражнения в совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.

 

Работа с родителями:

Работа с родителями велась в 2х аспектах:

·        Проявление в семье толерантности к самому ребёнку.

Уважение к «другим», воспитывается тогда, когда родители с уважением относятся к своему ребёнку, когда они видят в нём личность, учитывают его мнение. Тогда маленький человек учиться принимать других людей такими, какие они есть, уважать мнение другого человека, даже если оно не совпадает с его мнением. 

·        Воспитание толерантности у ребёнка по отношению к окружающим;

Отношение родителей к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками, подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т.д. формирует и отношение ребёнка к людям и обществу в целом.

 

Формы работы с родителями:

Ò Папка-передвижка,

Ò стенд наглядной информации,

Ò анкетирование родителей,

Ò совместные игры,

Ò беседы,

Ò домашние задания: подумать о том, чем похожи и чем отличаются друг от друга члены семьи, попросить родителей рассказать детям о необычных людях, которых они встречали в своей жизни.

 

3 этап. Заключительный

16 ноября отмечается Международный день толерантности. Итогом проекта в группе является проведение Дня толерантности «Ты мой друг и я твой друг».

 

 

Выводы: В результате проведенной работы дети нашей группы  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции). Они стали лучше понимать друг друга, более осознанно выражать свои чувства и понимать чувства других. Большинство детей понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети начали осознавать собственную ценность и ценность других людей.

 

Перспективы: подбор литературы для чтения и обсуждения, где прослеживается проблема толерантности, знакомить с литературой, танцами и песнями разных народов, театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира, продуктивная и проектная деятельность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий