МБДОУ
детский сад «Аленушка»
Методическая разработка
Познавательный проект
«Мы разные, но равные»
старший возраст
воспитатель Бабанская Т.С.
2017г
Проблема
Сегодня
все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность,
озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин
этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей. Также
непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой.
Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности,
уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей,
национальности - ещё недостаточен. Практика показывает, что высокий процент
воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к
эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют
окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень
познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных
стран.
Актуальность
Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт направлен на создание условий для
развития толерантности в Дошкольной Организации:
Одной
из задач образования, согласно ФГОС ДО, является обеспечение равных условий для
развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального
статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей.
Об
этом свидетельствуют также целевые ориентиры возможных достижений детей: На
завершающем этапе получения дошкольного образования ребёнок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Актуальность
воспитания основ толерантности у дошкольников:
Ò На
этапе дошкольного детства начинает складываться взаимодействие между 25 детьми,
пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с
несформированной коммуникативной деятельностью. Опыт восприятия окружающего
мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Ò Примерно
с 4-х лет, у ребёнка начинает формироваться своё отношение к иному человеку
основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и
непредубеждённых знаниях.
Ò Россия
– многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно
приобщать детей к потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с
людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной
принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Ò развитие
в стране инклюзивного образования.
Таким образом, воспитание толерантности,
как одной из значимых черт личности, стало в последнее время актуальной
проблемой на мировом уровне. Формирование этого качества происходит уже в
детстве, в условиях семьи и
образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни.
Описание
проекта:
Проект рассчитан на
группу старшего возраста (5-6 лет).
Продолжительность
проекта: 3 недели.
Цель:
формирование у детей основ толерантной культуры у детей 5-6 лет с помощью игр и
игровых упражнений
Задачи:
Ò Формирование представлений ребёнка о себе, как
уникальной самоценной, неповторимой личности;
Ò Дать представление о том, что все люди отличаются
друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами;
Ò Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания
других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
Ò Развитие умения давать оценку своим поступкам
и поступкам других; прислушиваться к мнению других;
мирно, без конфликтов, решать возникающие проблемы;
Ò Развитие чувства близости между детьми, знакомство
со способами эмоциональной поддержки сверстника;
Ò Дать представление о разнообразии национальностей.
Основные методы:
беседа, игра
Планируемые результаты
проекта:
Ò Дети
учатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Ò Изменение
психологического климата группы.
1
этап. Подготовительный
Анализ литературы и интернет-ресурсов по
проблеме толерантности
Анализ и дополнение РППС группы
Составление картотеки игр и игровых
упражнений по воспитанию основ толерантности у дошкольников.
2
этап. Основной
Игры
с детьми направленные на:
-
формирование представлений о себе как личности (чтобы понимать других, нужно в первую
очередь понимать себя);
-
развитие невербального общения (содержание игр, равные права, запрет на
вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то
кого-то может обидеть, не принять в игру);
- развитие чувства близости с другими детьми (направлены
на противодействие влиянию, вызывающему чувству страха и отчуждения по
отношению к другим);
-
умение распознавать чувства других людей, понимать настроение окружающих;
-
понимание того, что все люди разные (учат ребёнка мыслить, чувствовать и действовать по законам
добрых человеческих отношений);
-
ознакомление детей с разнообразием национальностей, в том числе и подвижные
игры разных народов.
Игровые
упражнения в совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями:
Работа с родителями
велась в 2х аспектах:
·
Проявление в семье толерантности к самому
ребёнку.
Уважение
к «другим», воспитывается тогда, когда родители с уважением относятся к своему
ребёнку, когда они видят в нём личность, учитывают его мнение. Тогда маленький
человек учиться принимать других людей такими, какие они есть, уважать мнение
другого человека, даже если оно не совпадает с его мнением.
·
Воспитание толерантности у ребёнка по
отношению к окружающим;
Отношение
родителей к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками,
подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т.д. формирует и отношение ребёнка
к людям и обществу в целом.
Формы работы с
родителями:
Ò Папка-передвижка,
Ò стенд наглядной информации,
Ò анкетирование родителей,
Ò совместные игры,
Ò беседы,
Ò домашние задания: подумать о том, чем похожи и чем отличаются
друг от друга члены семьи, попросить родителей рассказать детям о необычных
людях, которых они встречали в своей жизни.
3
этап. Заключительный
16
ноября отмечается Международный день толерантности. Итогом проекта в группе является
проведение Дня толерантности «Ты мой друг и я твой друг».
Выводы:
В результате проведенной работы дети нашей группы знают, что все люди
отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами
(строение тела, эмоции). Они стали лучше понимать друг друга, более осознанно
выражать свои чувства и понимать чувства других. Большинство детей понимают,
что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды,
и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети начали
осознавать собственную ценность и ценность других людей.
Перспективы:
подбор
литературы для чтения и обсуждения, где прослеживается проблема толерантности,
знакомить с литературой, танцами и песнями разных народов, театрализованная
деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира, продуктивная и
проектная деятельность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий