вторник, 19 октября 2021 г.

Проект "Любим тень в жаркий день"

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Время реализации: с 15 августа по 31 августа 2021 года

Участники: воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности, воспитатели, логопед.

Проблема: В жаркие дни дети играют в тени ели, которая растет на участке. Но во второй половине дня тени там нет. Почему ель стоит, а тень перемещается?

Цель: исследовательская деятельность по выяснению, почему тень от ели перемещается и почему в жаркий день в тени приятней играть.

Задачи детей:

1.    Выяснить, почему ель стоит, а тень передвигается

2.    Понять, почему в тени прохладней

3.    Применить свойства тени в театре теней

     Задачи педагога:

1.    Помочь выявить взаимосвязь направления тени от положения солнца, свойства тени

2.    Развивать познавательный интерес, мышление, интеллектуальную инициативу

3.    Воспитывать самостоятельность.

 

Актуальность

К шести годам воспитанники нашей группы уже знают некоторые свойства такого явления, как тень. Строить теневые фигурки из ладошек в солнечных лучах любимое занятие. Также дети знают о вращении планеты Земля. В ходе проекта дети попытаются установить взаимосвязь этих явлений. А также выявят другие свойства тени, узнают о применений свойств тени человеком. Установление подобных причинно-следственных связей развивает у детей мышление и способность к формированию научного мировоззрения.

На исследование этого вопроса детей подтолкнула проблема: в это жаркое лето на прогулке дети предпочитают играть в тени ели, которая растет на нашем участке. Но во второй половине дня тень с участка перемещается. Как же так получается: я двигаюсь, и моя тень движется, елочка стоит, а ее тень движется?

 

.

 

1 этап. Подготовительный

         В начале работы над проектом мы с детьми ответили на 3 вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как можем узнать?

-тень похожа на своего хозяина.
- тень бывает в ясную погоду

-наша тень движется вместе с нами

- с тенью можно играть, строить фигурки из ладошек

-почему предмет стоит, а тень движется

-почему в тени прохладнее

-как используют свойства тени

- спросить у родителей, бабушек, дедушек, воспитателей;
- посмотреть в интернете;

-Провести опыты с тенью

 

Ответить на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно:

Илья: «Наверно, тень бывает только утром»

Катя: «В тени прохладнее, потому что там темно»

Ваня: «С одной стороны садика есть тень, а с другой нет»

 

Гипотеза исследования:

- в тени прохладнее, потому что там темнее

- тень от ели перемещается, потому что наступает вечер

- люди используют свойства тени

2 этап. Реализация проекта

- наблюдение «Тень утром, днем и вечером»: дети встают в центр нарисованного круга и фиксируют направление тени в разные части суток. Отмечают, что тень падает в разном направлении.

Вывод: направление тени зависит от положения солнца

 

- поиск информации в сети Интернет и беседа о солнечных часах

 

- опыт: можно ли увидеть тень в пасмурный день

Вывод: в пасмурный день тени от солнца нет, но можно использовать лампу или фонарик

 

- обсуждение пословицы «Плохой друг, как тень: когда солнце- он рядом, когда хмуро-исчезает»

 

- опыт:  направили свет на непрозрачный квадрат, на квадрат с рисунком и на прозрачный. Оказалось, что у прозрачного квадрата тени нет.

Вывод: через прозрачный предмет проходит свет, а через темный свет не проходит.

Солнечные лучи через елочку не проходят, поэтому в тени нам прохладнее

 

- опыт: может ли быть тень сразу с нескольких сторон. Как было бы хорошо, если бы в жару тень от елочки была со всех сторон.

Вывод: тень может быть со всех сторон если светить сразу из нескольких фонариков. Но солнышко только одно. Поэтому тень от ели только с одной стороны

 

- игра с пособием «Подбери тень»: тень от предмета может быть разной формы. Это зависит от расположения предмета и света.

 

- опыт «Цвет тени»: двигали предмет ближе и дальше к лампе.

Вывод:  если предмет близко к лампе, что цвет тени черный, а если отодвинуть  предмет подальше, то цвет становится серый.

 

Рекомендации родителям: просмотр мультфильмов Лунтик «Тень» 4 сезон 207 серия, Мусти «Свет и тень»

Наблюдение: когда вы идете в садик утром, ваши тени «бегут» впереди (сзади), а вечером — наоборот, сзади (впереди).

 

 

 

3 этап Выводы и результаты

Выводы:

В жаркий день солнечные лучи не проникают через предмет и получается тень, поэтому в тени играть приятнее.

Положение тени зависит от положения солнца, поэтому тень от елочки к вечеру перемещается.

 

Результат исследования представлен в виде презентации.

Продукт проекта: театр теней

Использование свойства тени:

Чем темнее фигурка, тем ярче тень

Фокус «Как белочка стала больше медведя»: фигурка медведя больше фигурки белочки. Если фигурку медведя поместить ближе к экрану теневого театра, а белочки-дальше, то белочка становится больше медведя.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий