Вид
проекта:
познавательно-исследовательский
Время
реализации: с 15 августа по 31
августа 2021 года
Участники: воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности,
воспитатели, логопед.
Проблема: В жаркие дни дети играют в тени ели, которая растет на участке. Но во второй половине дня тени там нет. Почему ель стоит, а тень перемещается?
Цель:
исследовательская деятельность по выяснению, почему тень от ели перемещается и
почему в жаркий день в тени приятней играть.
Задачи детей:
1. Выяснить, почему ель стоит, а тень
передвигается
2. Понять, почему в тени прохладней
3. Применить свойства тени в театре теней
Задачи педагога:
1. Помочь выявить взаимосвязь направления тени от
положения солнца, свойства тени
2. Развивать познавательный интерес, мышление,
интеллектуальную инициативу
3. Воспитывать самостоятельность.
Актуальность
К
шести годам воспитанники нашей группы уже знают некоторые свойства такого
явления, как тень. Строить теневые фигурки из ладошек в солнечных лучах любимое
занятие. Также дети знают о вращении планеты Земля. В ходе проекта дети
попытаются установить взаимосвязь этих явлений. А также выявят
другие свойства тени, узнают о применений свойств тени человеком. Установление подобных
причинно-следственных связей развивает у детей мышление и способность к
формированию научного мировоззрения.
На
исследование этого вопроса детей подтолкнула проблема: в это жаркое лето на
прогулке дети предпочитают играть в тени ели, которая растет на нашем участке.
Но во второй половине дня тень с участка перемещается. Как же так получается: я
двигаюсь, и моя тень движется, елочка стоит, а ее тень движется?
.
1
этап. Подготовительный
В начале работы над проектом мы с
детьми ответили на 3 вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Что
мы знаем? |
Что
хотим узнать? |
Как
можем узнать? |
-тень похожа на своего
хозяина. -наша тень движется
вместе с нами - с тенью можно играть,
строить фигурки из ладошек |
-почему предмет стоит,
а тень движется -почему в тени
прохладнее -как используют
свойства тени |
- спросить у родителей,
бабушек, дедушек, воспитателей; -Провести опыты с тенью |
Ответить
на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно:
Илья:
«Наверно, тень бывает только утром»
Катя:
«В тени прохладнее, потому что там темно»
Ваня:
«С одной стороны садика есть тень, а с другой нет»
Гипотеза исследования:
- в тени прохладнее,
потому что там темнее
- тень от ели
перемещается, потому что наступает вечер
- люди используют
свойства тени
2
этап. Реализация проекта
- наблюдение «Тень утром, днем и вечером»: дети
встают в центр нарисованного круга и фиксируют направление тени в разные части
суток. Отмечают, что тень падает в разном направлении.
Вывод: направление тени зависит от
положения солнца
- поиск информации в сети Интернет и
беседа о солнечных часах
- опыт: можно ли увидеть тень в пасмурный
день
Вывод: в пасмурный день тени от солнца
нет, но можно использовать лампу или фонарик
- обсуждение пословицы «Плохой друг, как тень: когда солнце- он рядом, когда хмуро-исчезает»
- опыт:
направили свет на непрозрачный квадрат, на квадрат с рисунком и на
прозрачный. Оказалось, что у прозрачного квадрата тени нет.
Вывод: через прозрачный предмет проходит
свет, а через темный свет не проходит.
Солнечные лучи через елочку не проходят,
поэтому в тени нам прохладнее
- опыт:
может ли быть тень сразу с нескольких сторон. Как было бы хорошо, если бы в
жару тень от елочки была со всех сторон.
Вывод:
тень может быть со всех сторон если светить сразу из нескольких фонариков. Но
солнышко только одно. Поэтому тень от ели только с одной стороны
- игра с
пособием «Подбери тень»: тень от предмета может быть разной формы. Это зависит
от расположения предмета и света.
- опыт
«Цвет тени»: двигали предмет ближе и дальше к лампе.
Вывод: если предмет близко к лампе, что цвет тени
черный, а если отодвинуть предмет
подальше, то цвет становится серый.
Рекомендации
родителям: просмотр мультфильмов Лунтик «Тень» 4 сезон 207 серия, Мусти «Свет и
тень»
Наблюдение:
когда вы идете в садик утром, ваши тени «бегут» впереди (сзади), а вечером —
наоборот, сзади (впереди).
3
этап
Выводы и результаты
Выводы:
В жаркий день солнечные лучи не проникают
через предмет и получается тень, поэтому в тени играть приятнее.
Положение тени зависит от положения солнца,
поэтому тень от елочки к вечеру перемещается.
Результат исследования представлен в виде
презентации.
Продукт проекта: театр теней
Использование свойства тени:
Чем темнее фигурка, тем ярче тень
Фокус «Как белочка стала больше медведя»:
фигурка медведя больше фигурки белочки. Если фигурку медведя поместить ближе к
экрану теневого театра, а белочки-дальше, то белочка становится больше медведя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий