Прошлым летом у нас с детьми был проект по изучению свойств тени.
-развивать
Познавательно-исследовательский
проект «Тень, я тебя знаю?»
в
средней группе
подготовила:
воспитатель
Бабанская Т.С.
Проблема
Утром в окошко нашей
группы заглядывает солнышко. Дети обратили внимание, что в тех местах, куда попадают солнечные лучи,
можно увидеть свою тень. Некоторые из детей стали принимать разные позы и
наблюдали, как изменяется их тень. Тогда мы с детьми решили узнать больше о
явлении тень и как еще можно играть с тенью.
Актуальность
Согласно ФГОС ДО, одна
из целей дошкольного образования формулируются как создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности.
Личностное
развитие ребенка включает в себя
развитие множеств качеств, в частности: развитие памяти, речи, воображения,
эмоций, формирование настойчивости, терпения, творческого потенциала и
активности. Для развития этих качеств у детей существенное значение приобретает
поисковая деятельность и исследовательская активность.
В
дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с
раннего детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать
естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных
исследований.
Описание
проекта:
Проект рассчитан на
группу среднего возраста (4-5 лет).
Продолжительность
проекта: 3 недели. (с 11.07.2016 по 29.07.2016)
Цель:
Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности дошкольника
через игру
Задачи:
Задачи:
- познакомить детей с
таким явлением, как тень, показать её зависимость от источника света, установить
сходство тени и объекта;
- показать, как создать
с помощью теней образы.
- развивать мышление, творческое воображение и художественные навыки;
-познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы);
-познакомить с одним из видов театра – театром теней;
- придумать различные игры с тенью;
- развивать мышление, творческое воображение и художественные навыки;
-познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы);
-познакомить с одним из видов театра – театром теней;
- придумать различные игры с тенью;
-развивать
любознательность,
внимание, наблюдательность;
-формировать умение
высказывать предположение (гипотезу) и проверять ее.
Объект исследования
– тень
Предмет исследования
– происхождение тени и ее использование в игровой деятельности.
Основные методы:
беседы со взрослыми, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов
и игр с тенью.
Планируемые
результаты проекта:
-
Ребенок учится, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и
находить ответы на интересующие его вопросы.
-Данный
проект покажет, как увлекательно можно исследовать даже такое привычное
явление, как тень
- В результате самостоятельных и совместных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у ребенка формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
- дети знакомятся с еще одним видом театра и высказывают желание создать и показать теневой театр дома совместно с родителями.
- В ходе проекта дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности: разучат стихи и потешки про тень, нарисуют «тень» предметов, изготовят фигурки для театра теней,
- В результате самостоятельных и совместных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у ребенка формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
- дети знакомятся с еще одним видом театра и высказывают желание создать и показать теневой театр дома совместно с родителями.
- В ходе проекта дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности: разучат стихи и потешки про тень, нарисуют «тень» предметов, изготовят фигурки для театра теней,
1
этап. Подготовительный
В начале работы над проектом мы с
детьми ответили на 3 вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Что
мы знаем?
|
Что
хотим узнать?
|
Как
можем узнать?
|
- тень –это от меня.
-тень похожа на своего хозяина. - тень бывает от солнышка |
-всегда ли у меня
есть тень и что нужно, чтобы она появилась?
-моя тень всегда
одинакова?
-можно убежать от
тени?
- как можно играть с тенью? |
- спросить у
родителей, бабушек, дедушек, воспитателей;
- посмотреть мультфильмы про тень; - прочитать художественную литературу.
-Провести опыты с
тенью
|
Ответить
на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно:
Кирилл:
«Тень это от меня, она похожа на меня»
Данил:
«Тень от человека, она бывает когда светло»
Витя:
«Папа в игре с тенью сражался»
Арина:
«Когда светят фонариком и на стене показывают фокусы»
Аня:
«Тень бывает летом»
Данил
и Митя:
«-Тень
никак нельзя поймать
-велосипед
и машина могут догнать тень
-нет,
велосипед свою тень не догонит»
Исходя из ответов детей,
выдвинули гипотезу:
Гипотеза исследования:
-предположим, что тень
всегда со мной
-предположим, что от
тени убежать нельзя
-предположим, что тень
от одного предмета всегда одинакова
-тень можно
использовать в детских играх.
2
этап. Реализация проекта
Социализация:
·
игра «Наши тени»
·
Беседа по пословице: «Плохой друг, как тень: когда солнце - он рядом, когда хмуро - исчезает.»
Познание
·
Опыт «Чудесные превращения тени»
·
Опыт «Секрет перемещения тени»
·
Наблюдение: «Я и моя тень»
«Моя тень утром, днем и
вечером»
«Тень в
солнечный и пасмурный день»
·
Дидактическая игра «Найди правильную тень»
·
Компьютерная дидактическая игра «Узнай
по тени»
·
просмотр мультфильмов:
Лунтик
«Тень» 4 сезон 207 серия
Мусти
«Свет и тень»
Речевое развитие:
Чтение стихов: Ирины
Шимко «Тень», Сергея Михалкова «Моя тень», Елены Загорученко «Тень»
Рассказ Г. Остера «Тень
все понимает» («Котенок по имени Гав»)
отгадывание загадок про
тень
Художественно-эстетическое
развитие:
подготовка
фигурок для теневого театра,
рассматривание
иллюстраций и фотографий с изображением тени от различных объектов
Рисование
«Тень» (обведение и раскрашивание контура изображений)
Прослушивание
песни «Тень» сл. О. Богдан муз. В. Обожин
Физическое развитие
игра «Ручные тени»
подвижная игра
«Догонялки с тенью»
Итоговое мероприятие:
показ театра теней по сказке «Репка»
работа с родителями:
Консультация «Поиграйте
с тенью»
Папка-передвижка
«Мастер-класс по организации театра теней дома»
3
этап
Выводы и результаты
В ходе реализации
проекта мы сделали следующие выводы:
1 гипотеза не
подтвердилась: тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени
нет.
2 гипотеза
подтвердилась: тень движется вместе с человеком или предметом
3 гипотеза не
подтвердилась: тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от
источника света
4 гипотеза
подтвердилась: с тенью можно придумать много игр
А также:
Показали теневой театр
по сказке «Репка»
Оформили фотовыставку «Наши
тени»
Пополнили игротеку
играми: «Найди правильную тень», «Узнай по тени», «Ручные тени»
Высказали пожелания на
дальнейшую работу:
-
изготовить театр теней по другим сказкам
Узнать:
-почему возникает тень
-как узнавать время с
помощью тени
-как относятся к тени
разные народы
Комментариев нет:
Отправить комментарий