четверг, 6 апреля 2017 г.

Проект "Тень, я тебязнаю?"

Прошлым летом у нас с детьми был проект по изучению свойств тени.



Познавательно-исследовательский проект «Тень, я тебя знаю?»

 в средней группе

подготовила:

воспитатель Бабанская Т.С.

 

Проблема

Утром в окошко нашей группы заглядывает солнышко. Дети обратили внимание, что в  тех местах, куда попадают солнечные лучи, можно увидеть свою тень. Некоторые из детей стали принимать разные позы и наблюдали, как изменяется их тень. Тогда мы с детьми решили узнать больше о явлении тень и как еще можно играть с тенью. 

Актуальность

Согласно ФГОС ДО, одна из целей дошкольного образования формулируются как создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Личностное развитие  ребенка включает в себя развитие множеств качеств, в частности: развитие памяти, речи, воображения, эмоций, формирование настойчивости, терпения, творческого потенциала и активности. Для развития этих качеств у детей существенное значение приобретает поисковая деятельность и исследовательская активность.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.  Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с раннего детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных исследований.

Описание проекта:

Проект рассчитан на группу среднего возраста (4-5 лет).

Продолжительность проекта: 3 недели. (с 11.07.2016 по 29.07.2016)

Цель: Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности дошкольника через игру
Задачи:

- познакомить детей с таким явлением, как тень, показать её зависимость от источника света, установить сходство тени и объекта;

- показать, как создать с помощью теней образы.
- развивать мышление, творческое воображение и художественные навыки;
-познакомить с художественной литературой о тени (стихи, сказки, рассказы);
-познакомить с одним из видов театра – театром теней;
- придумать различные игры с тенью;

-развивать
 
любознательность, внимание, наблюдательность;

-формировать умение высказывать предположение (гипотезу) и проверять ее.

Объект исследования – тень

Предмет исследования – происхождение тени и ее использование в игровой деятельности.

Основные методы: беседы со взрослыми, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов и игр с тенью.

 Планируемые результаты проекта:

- Ребенок учится, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы.

-Данный проект покажет, как увлекательно можно исследовать даже такое привычное явление, как тень
- В результате самостоятельных и совместных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у ребенка формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
- дети знакомятся с еще одним видом театра и высказывают желание создать и показать теневой театр дома совместно с родителями.
- В ходе проекта дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности: разучат стихи и потешки про тень, нарисуют «тень» предметов, изготовят фигурки для театра теней,

 

1 этап. Подготовительный

         В начале работы над проектом мы с детьми ответили на 3 вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?

Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Как можем узнать?
- тень –это от меня.
-тень похожа на своего хозяина.
- тень бывает от солнышка

-всегда ли у меня есть тень и что нужно, чтобы она появилась?
-моя тень всегда одинакова?
-можно убежать от тени?
- как можно играть с тенью?
- спросить у родителей, бабушек, дедушек, воспитателей;
- посмотреть мультфильмы про тень;
- прочитать художественную литературу.
-Провести опыты с тенью

 

Ответить на поставленные вопросы дети попытались самостоятельно:

Кирилл: «Тень это от меня, она похожа на меня»

Данил: «Тень от человека, она бывает когда светло»

Витя: «Папа в игре с тенью сражался»

Арина: «Когда светят фонариком и на стене показывают фокусы»

Аня: «Тень бывает летом»

Данил и Митя:

«-Тень никак нельзя поймать

-велосипед и машина могут догнать тень

-нет, велосипед свою тень не догонит»

 

Исходя из ответов детей, выдвинули гипотезу:

Гипотеза исследования:

-предположим, что тень всегда со мной

-предположим, что от тени убежать нельзя

-предположим, что тень от одного предмета всегда одинакова

-тень можно использовать в детских играх.

 

2 этап. Реализация проекта

Социализация:

·        игра «Наши тени»

·        Беседа по пословице: «Плохой друг, как тень: когда солнце - он рядом, когда хмуро - исчезает.»

Познание

·        Опыт «Чудесные превращения тени»

·        Опыт «Секрет перемещения тени»

·        Наблюдение: «Я и моя тень»

                        «Моя тень утром, днем и вечером»

                                  «Тень в солнечный и пасмурный день»

·        Дидактическая игра «Найди правильную тень»

·        Компьютерная дидактическая игра «Узнай по тени»

·        просмотр мультфильмов:

Лунтик «Тень» 4 сезон 207 серия

Мусти «Свет и тень»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Ирины Шимко «Тень», Сергея Михалкова «Моя тень», Елены Загорученко «Тень»

Рассказ Г. Остера «Тень все понимает» («Котенок по имени Гав»)

отгадывание загадок про тень

Художественно-эстетическое развитие:

подготовка фигурок для теневого театра,

рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением тени от различных объектов

Рисование «Тень» (обведение и раскрашивание контура изображений)

Прослушивание песни «Тень» сл. О. Богдан муз. В. Обожин

Физическое развитие

игра «Ручные тени»

подвижная игра «Догонялки с тенью»

Итоговое мероприятие: показ театра теней по сказке «Репка»

работа с родителями:

Консультация «Поиграйте с тенью»

Папка-передвижка «Мастер-класс по организации театра теней дома»

 

3 этап Выводы и результаты

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

1 гипотеза не подтвердилась: тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.

2 гипотеза подтвердилась: тень движется вместе с человеком или предметом

3 гипотеза не подтвердилась: тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света

4 гипотеза подтвердилась: с тенью можно придумать много игр

 

А также:

Показали теневой театр по сказке «Репка»

Оформили фотовыставку «Наши тени»

Пополнили игротеку играми: «Найди правильную тень», «Узнай по тени», «Ручные тени»

 

Высказали пожелания на дальнейшую работу:

- изготовить театр теней по другим сказкам

 

Узнать:

-почему возникает тень

-как узнавать время с помощью тени

-как относятся к тени разные народы

 

 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий